Сайт группы "Рябинка"

Возрастные особенности развития детей с 6-ти лет до 7-ми лет.

У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере межличностных отношений. Эта компетентность появляется, прежде всего, в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков. У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.

Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.

В 6-7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач. У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в  словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т. д.

Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.

Психологические особенности данного возраста:

Мышление: элементы логического, развиваются на основе наглядно – образного.

Речь: развитие внутренней речи. Начало формирование произвольности как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения.

У большинства детей низкая чувствительность к дискомфорту.

Объект познания: причинно – следственные связи между предметами и явлениями.

Способ познания: самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками.

Форма общения: внеситуативно – личностное. Сверстники воспринимаются как партнеры по совместной деятельности, собеседники. Взрослый как источник эмоциональной поддержки.

Эмоции: продолжают развиваться «высшие» чувства.

Игровая деятельность: длительные игровые объединения, умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью.

Психологические новообразования ребенка 7-ми лет:

Начало произвольной деятельности.

Начало произвольности познавательных процессов.

Осознание своей отдельной личности от других.

К семи годам личность ребенка приобретает универсальные и индивидуальные черты, ее базисные характеристики становятся более содержательными. Появляются новые: выраженная произвольность и свобода поведения, самосознание, способность к самооценке.

Базисные характеристики личности:

Социальная компетентность:

- Гибкое владение способами установки взаимоотношений.

- Развитие потребности в общении.

- Умение подчиняться правилам и нормам.

- Умение действовать совместно, согласовывать свои действия.

Интеллектуальная компетентность:

 - Наличие широкого кругозора и запаса знаний.

- Сформированность начальных умений учебной деятельности.

- Аналитическое мышление (способность выявления признаков и связей между явлениями,  способность действовать по образцу).

- Логическое запоминание.

- Развитие мелкой моторики и моторной координации. 13

- Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.

- Развитие фонематического слуха.

Эмоционально – волевая компетентность:

- Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленны  последствий своей деятельности).

- Эмоциональная устойчивость.

- Сформированность «небоязни» трудностей.

- Умение ограничивать эмоциональные порывы.

- Умение систематически выполнять задания.

Физическая компетентность выражается в том, что ребенок владеет своим телом, различными видами движений. Имеет представление о своем физическом облике и здоровье. Владеет культурно – гигиеническими навыками и понимает их необходимость.

Креативность: ребенок способен создавать новый рисунок, конструкции, образ фантазии, движения. Отличается вариативностью, оригинальностью. Ребенка 7-ми лет характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослым, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений.

Инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре. Инициативность связана с любопытством и любознательностью, изобретательностью ребенка.

Самостоятельность: Ребенок владеет навыками самообслуживания, замечает нарушения порядка в быту и природном окружении.

Произвольность: Семилетний ребенок способен к волевой регуляции поведения, к преодолению непосредственных желаний. Проявляются настойчивость, умение преодолевать трудности, чувство долга по отношению к другим людям.

Самосознание и самооценка: Ребенок осознает свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками. Стремится выполнять деятельность, значимую для него самого и окружающих Ребенок может адекватно оценить результаты своего труда. Вместе с тем для многих детей характерна завышенная самооценка, что является своеобразным защитным механизмом поддержания положительного отношения к себе.

14 ноября 2015 в 17:07

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.